Форум » Эксперты » Переписка по Санта-Фе. источник засекречен » Ответить

Переписка по Санта-Фе. источник засекречен

rok: ВЗРЫВ "НЕЙТРАЛИНА" НА "САНТА ФЕ" Авторы: Игорь Алексеев <C> Олег Тесленко <C> Для начала представляюсь: Алексеев Игорь Викторович. Инженер-судомеханик, работаю в УкрНИИМФе, проживаю в Одессе. Интересуюсь Вашим особым мнением по поводу того, что взорвалось на германском транспорте "SANTA FE", торпедированном советской ПЛ (или погибшем на мине) у Евпатории в 1943 году? Что за нейтралин такой он мог перевозить. И что могло быть причиной взрыва и гибели германского охотника, пробомбившего затопленный транспорт? По поводу взрыва груза на "SANTA FE" я написал статью, но мне самому многое пока не совсем ясно. Привожу цитату из книги Дмитриева В.И. "Атакуют подводники", Воениздат, Москва, 1973 год: "...17 ноября (1943 г.) капитан-лейтенант Трофимов (командир ПЛ "Д-4") донес по радио о потоплении у Евпаторийского мыса еще одного вражеского транспорта. Его сообщение подтвердила затем наша воздушная разведка. А менее чем через неделю, 23 ноября, "Д-4" в том же районе вышла в торпедную атаку и отправила на дно немецкий транспорт "Санта Фе" (4627 брт), поврежденный перед этим нашей авиацией. Фашистский противолодочный корабль "Uj-102", сопровождавший транспорт, сбросил серию глубинных бомб. От их разрывов на потопленном транспорте сдетонировали боеприпасы, и... "Uj-102" сам взлетел на воздух...". Дело в том, что советский историк несколько неверно излагает события, так как атака германского противолодочного корабля по затопленному транспорту произошла спустя три недели. Груз "SANTA FE" составляли: дивизион штурмовых самоходных орудий, две противотанковых пушки, авиабомбы, бензин в бочках, ракетные заряды и нейтралин. Что это такое, понять не могу, есть предположение, что "нейтралин" - это немецкие реактивные осветительные снаряды калибром 150 или 210 мм белого (или "нейтрального" если дословно переводить с немецкого) цвета. В одном из немецких справочников говориться, что на судно было дополнительно погружено 100 мин (неизвестно, правда, каких). После попадания торпеды от ее взрыва на судне начался пожар, вскоре последовал ряд взрывов в носовой части, и пароход, разломившись на части, пошел на дно (глубина более 20 метров) после чего на поверхности продолжало пылать горючее. Пока все понятно. Было чему взрываться и гореть. Но далее... 15 декабря, пара вражеских противолодочных кораблей "Uj-101" и "Uj-102" вышли на поиск советских лодок в район потопления парохода "SANTA FE". Далее цитирую свою, еще неопубликованную статью: "...Корабли шли на некотором удалении друг от друга. Их приборы "слушали" море. Внезапно на шумопеленгаторе "Uj-102" появилось четко различимое эхо от подводного объекта. Это был затопленный корабль, а немец-командир решил, что нашел затаившуюся советскую подводную лодку и бросил корабль в атаку. После первого "прохода" глубинными бомбами на морской поверхности появились следы горючего. Обрадованный командир успел сообщить об этом напарнику и пошел на второй заход. Успел он произвести повторное бомбометание или нет - неизвестно. Грохот мощного отдаленного взрыва был услышан далеко вокруг. Воздушная волна докатилась и до находящегося в отдалении противолодочного корабля "Uj-101". Встревоженный тем, что от "Uj-102" больше не поступает никаких донесений, командир "Uj-101" поспешил к месту его последней атаки. На поверхности воды плавали лишь обломки. Спасать подошедшему напарнику было некого. Как предположили тогда немцы, вероятнее всего, "Uj-102" был уничтожен в результате взрыва оставшегося на затопленном пароходе "SANTA FE" боезапаса...". Что из груза парохода могло вызвать столь мощный взрыв? Хотел бы услышать Ваше мнение. С уважением, Алексеев Игорь ************** Здравствуйте - Игорь! Во первых: спасибо за эти сведения. А о "Санта Фе" - могу сказать, что информация крайне скудна, и достоверный вывод по ней сделать непросто. Но у меня есть предположение. Давно предполагаю, что в советских снарядах типа КАТЮША была вовсе не обыкновенная взрывчатка - а ФОСФОР. Еще в детстве мне повезло побывать в военно-морском музее Севастополя. И среди многих экспонатов я обратил внимание на лежащую под одной из витрин небольшую груду трофейного немецкого легкого пехотного оружия после обстрела"катюшами". Там были автоматы и винтовки. Но они лежали не просто обыкновенным способом - а были СПЛАВЛЕНЫ друг с другом в необычайной СТЕКЛОВИДНОЙ МАССЕ, пополам с обычным песком. Увиденное меня поразило. Впрочем я сразу догадался, в чем дело. Что это за стекловидная масса пополам с песком? Мне уже было известно, что стекло изготовляют из самого обыкновенного песка, переплавляя его с разными добавками. И если создать очень большую температуру, то даже прибрежный песок может расплавиться, и превратиться в квази-стекло. Но поскольку это происходит не в доменной печи, то по краям процесса температура будет гораздо меньше, и песок не полностью переплавиться. Поэтому и будет такая странная смесь стекла и песка. Вопрос в том, что могло бы создать такую высокую температуру на самом обычном морском берегу? Обычный костер не может создать такой температуры, чтоб переплавить песок. А наличие доменной печи исключалось - ведь явно, что оружие было набросано в кучу совершенно случайно... Так же отметается причина взрыва любого обычного боеприпаса: бомбы, снаряда или мины. Потому, что их взрыв слишком быстротечен, и только разбрасывает песок в стороны, но ни в коем случае НЕ ПЕРЕПЛАВЛЯЕТ ЕГО! Разгадка пришла сразу: это же ФОСФОР! Ну да. Ведь всем хорошо известен ужас немцев от советских реактивных установок типа "Катюша". О том, какие огромные пожары возникли на станции Орша во время первого же обстрела. Похоже на то, что чуть ли не сама земля горела под ногами оккупунтов. А спрашивается: чего уж так немцам было бояться этих "катюш"? Чего в них было такого необычного? Вес взрывчатого вещества вэтих ракетах не ахти какой большой - в любом среднекалиберном снаряде или 120 миллиметровой мине - не намного меньше. А уж не говоря об авиационных бомбах: 50 или 100 килограмм - в них гораздо больше чем в ракете РС 132. Но немецкие войска довольно устойчиво переносилии обстрелы советской среднекалиберной артиллерией - 120 мм гаубицами и 152 мм пушками. Так же относились к советским 120 мм минометам. Не раз попадали немцы и под бомбежку стокилограммовыми бомбами. Так чего спрашивается опасаться этих пресловутых "катюш", и почему горела земля? Но на самом деле немцам было чего бояться. Эти реактивные снаряды по своей мощи не шли НИ В КАКОЕ СРАВНЕНИЕ с обычными боеприпасами. Я предполагаю, что в реактивных снарядах вместо обычной взрывчатки типа тротила - на самом деле БЫЛ ФОСФОР! Это ужасное вещество. Вряд ли по силе взрыва оно превосходит тротил, но вот температура его огня чрезвычайно велика... Настолько велика, что те немецкие солдаты, которые легко прятались в своих окопах от взрывов и осколков снарядов советской артиллерии, но, когда при взрывах реактивных "катюш" буквально разливался жидкий огонь, то его пламя проникало даже в укрытия, и пехота погибала массами от ужасных ожогов. Даже земля плавилась. С тех пор я стал запоминать любую информацию о фосфорных боеприпасах. Но ее было мало. Где-то в семидесятых годах американцы произвели какую-то разовую бомбардировку со своих самолетов в Ливане. И в газете были описания страданий маленькой девочки, в живот которой попал кусочек фосфора. Так он продолжал гореть даже у нее в животе и его не могли потушить водой! Потом, мне попалась на глаза статья из журнала "Наука и жизнь" о античеловеческих опытах в немецких концлагерях: как советских военнопленных привязывали к койкам и обливали их фосфором, который поджигали. Ужастные крики раздавались из этого помещения. Но впрочем, возможно, что немцы додумались до этого садизма под впечатлением от воздействия советских "катюш"... Однако, потом как-то в разговоре с одним человеком, он мне сообщил странный факт: оказывается якобы советские военноначальники добровольно отказались от такого применения "катюш" примерно с 1944 года. Нет, конечно сами-то установки реактивных минометов никуда не делись - они продолжали стрелять как и раньше, но у них вырвали их ядовитые зубы. То есть: сами реактивные снаряды остались, просто вместо фосфорной начинки в них стали вкладывать обыкновенную взрывчатку - вроде тринитротолуола. Поэтому их действие резко уменьшилось. Мой собеседник утверждал, что причиной этому было какое-то секретное соглашение между двумя воюющими сторонами: советской и немецкой о взаимном запрете использования фосфорных боеприпасов. И это вовремя войны! Когда никакие соглашения между противоборствующими впринципе невозможны! Причем об этом соглашении в нашей стране никому до сих пор ничего не известно. Впрочем, это не может быть удивительным: ведь Сталин вел настолько секретную дипломатию, что народу ничего о ней знать не полагалось, и даже гораздо более важные договоренности с Гитлером например о разделе Польши, и то нам стали известны только спустя сорок лет. Неизвестно, было ли вообще такое соглашение, но возможно немцы его и не просили. Отказ от фосфорной взрывчатки был оказывается выгоден самому Советскому Союзу. Дело в то, что в месте взрывов боеприпасов с фосфором - на этом месте оставалась не просто не воронка как от обычного, а большой кусок полустекляного камня. И при массированых обстрелах "катюшами" советские пахотные поля покрылись бы большим кличеством стекляных препятствий, которые потом замучишься распахивать и убирать, а леса на европейской части СССР могли полностью выгореть, так, что их восстановление могло занять полсотни лет... Но если фосфор такое уж сильное вещество для поражения пехоты, то возникает вопрос: а почему его не стали применять еще на заре появления артиллерии? Ведь химикам фосфор был известен давным-давно - несколько сотен лет. То есть, фосфор использовался человечеством гораздо раньше, чем все другие виды взрывчаток: порох, пироксилин, нитроглицерин (динамит), пикриновая кислота, тринитротолуол? А ответ прост: фосфор - слишком чувствительное взрывчатое вещество, непригодное для применения в качестве начинки снарядов. Если снарядить им снаряды, то они начнут взрываться прямо в стволах собственных орудий, уничтожая их и их прислугу. А вот реактивные снаряды, видимо по чьей-то гениальной догадке как раз подошли для снаряжения фосфором. Дело в том, что "эрэсы" имеют многократно меньшую скорость, и получают во много раз меньшие ускорения в момент выброса с направляющих, чем обычные артиллерийские снаряды. Начальные скорости пушечных снарядов 700-900 м/с, а максимальные скорости РС-82 и РС-132 - всего лишь 340-350 м/с. Причем, это их максимальная скорость, но она получается уже в полете - далеко от пусковой установки, а в момент схода с направляющих скорость "эрэсов" еще меньше - около 46 м/с! Эту цифру автор получил методом пересчета по аналогу: из книги А.Б. Широкорада "История авиационного вооружения" 1999 г, стр. 251. Там дано, что для реактивных снарядов типа КАРС-57 с их максимальной скоростью полета 594 м/с, скорость схода с пусковой установки - всего лишь 78 м/с. И, составив простейшую пропорцию для снарядов типа РС-132, получаем: 78/594*350=46 м/с. Ясно, что при такой мизерной скорости даже фосфор был способен выдержать ускорения в момент пуска. Поэтому, по мнению автора: главная тайна боевой мощи советских реактивных снарядов времен второй мировой войны кроется вовсе не в их показном эффекте: реактивном принципе действия, а в применении в качестве ВВ - фосфорной начинки. И советское руководство используя свою тотальную секретность умело скрывало многие десятки лет, что реактивные снаряды снаряжались совсем другой взрывчаткой, и на первый план для журналистов всегда выставлялся именно реактивный принцип, хотя сам по себе он не настолько уж и превосходит обычную ствольную артиллерию. О том, насколько фосфор взрывоопасен, я мог косвенно судить даже по опыту своих друзей. В детстве ребята с нашей улицы увлекались изготовлением взрывчатки в мизерных количествах - не более одного-двух грамм. Но если я использовал только магний, крупинки пороха, то мой друг детства - Саша Рыбкин, как отличник, и любитель-химик, удосужился раздобыть немного фосфора из химкабинета, и потихоньку растирал его в импровизированной ступке. Но, видимо, от неосторожного движения, все это взорвалось у него прямо в руках. К счастью - этой взрывчатки у него оказалось слишком мало, и почти никаких физических повреждений он не получил, только глаза сначала болели, но и зрение потом восстановилось. К чему весь этот разговор? По глубокому убеждению автора, широкораспространенные типы взрывчатых веществ, применяемых для снаряжения снарядов - практически не могут детонировать от сотрясения и даже от взрыва соседних боеприпасов. Поэтому, если на каком-либо корабле произошел взрыв, то надо сразу забыть о снарядах, иискать причину такого взрывав каком-либо другом иногда (на первый взгляд) кажущемся с точки зрения детонации якобы совсем безобидном веществе. По мнению автора, на "Санта фе" от подводного взрыва сдетонировали вовсе не обычные снаряды, а вероятнее всего реактивные боеприпасы, возможно начиненные фосфором. Но и тот случай имеет интересные особенности. Сначала, при попадании торпеды, от сотрясения были повреждены несколько весьма тонких оболочек бочек с бензином. Этот бензин тут потек, и он тут же воспламенился от какой-либо случайной искры (зажженной спички, пущеной ракеты, выстрела из пистолета, трения металла о металл). Судно тонуло, и одновременно на его палубе бушевал пожар. Несколько бочек остались неповрежденными, и когда пламя сильно нагрело их, то в каждой бочке всегда остается маленький объем воздуха - ведь бочку практически невозможно заполнить полностью на сто процентов. Этот нагревшийся воздух создал давление, и своим слабым взрывом вышибал верхние донышки у некоторых бочек. Вот от чего на "Санта Фе" во-время трагедии происходили еще и другие взрывы. Затем, через две недели, несчастный Uj-102 обнаружил мнимую подлодку: на самом деле корпус затонувшего на 20 метровой глубине транспорта "Санта Фе", у которого полностью сохранился весь его взрывоопасный груз. То есть: от попадания советской торпеды сотрясение было не настолько большим, чтоб заставить сдетонировать даже легковзрывающийся фосфор. Это в художественной литературе нередко преувеличивают силу сотрясения от торпедного взрыва, а на самом деле оно чаще всего не способно заставить детонировать взрывчатки. Можно привести пример парохода "Сталинград", перевозившего в числе прочих грузов на Архангельск так же и различные боеприпасы, который был торпедирован подводной лодкой. Это судно затонуло, но однако, детонации его взрывоопасного груза не произошло. Вот описание: "...приняли в трюмы 950 т артиллерийского пороха в спецкон- тейнерах (в I и IV трюмы), боеприпасы - снаряды для танков и са- молетов..." "Секунд через десять мощный взрыв потряс "Сталинград". Мощ- ный толчок с огненной вспышкой швырнул всех на палубу... Одного взгляда Сахарову (капитану) было достаточно, чтобы увидеть, что понять - спасательных шлюпок и плотов правого борта нет - все сметены взрывом. И общее удивление в глазах всех на мостике: по- чему не сдетонировал взрывчатый груз в трюмах?! По-че-му???" А на самом деле не должно быть никакого удивления: боеприпа- сы вовсе и не обязаны детонировать от каждого удара. Однако, тут есть нюанс. Взрыв в воздухе, и взрыв в воде - очень сильно отличаются между собой по силе воздействия. Поскольку вода тяжелее воздуха в восемьсот раз, то и ударную волну от взрывов она передает гораздо сильнее. И когда боеприпасы находились в трюмах судов, будь то "Сталинград" или "Санта Фе" - то эти взрывчатые вещества фактически были в воздухе, и воздух не передал им достаточно энергии для самопроизвольной детонации. Но после потопления "Санта Фе" условия передачи детонации под водой существенно увеличились. Хотя, командир противолодочного корабля Uj-102 видимо вначале не очень точно прицелился, и его глубинные бомбы легли в десятках метров от корпуса "Санта Фе". Однако, на погибшем судне еще были бочки с бензином, и некоторыеиз них не были разорваны на куски, а имели только трещины. В верхних частях этих бочек еще сохранилось немного бензина. При сотрясении от взрывов глубинных бомб, бочки покачнулись, и из них вытекло немного бензина. А этот бензин всплыл ВЕРТИКАЛЬНО ВВЕРХ - идеально точно показывая место затопленного объекта. Морской охотник тутже обнаружил его, и на радостях положил свои глубинные бомбы прямо на палубу затопленного "Санта Фе". Но фосфорная начинка его реактивных снарядов уже не выдержала, и тут же сдетонировала. ТО есть - по мнению автора, обычные виды взрывчаток даже в этом случае не стали бы взрываться - настолько они устойчивы к детонации. И только фосфор виноват в гибели Uj-102. Вот таким вот непростым способом произошел этот малоизвестный случай. С уважением, Олег Тесленко. ДОПОЛНЕНИЕ Игорь Алексеев <C> "...Отголоски этой морской трагедии и поныне покоятся на черноморском дне. В отчетах военно-морской гидрографической службы за 1975 год в районе южнее Евпаторийского маяка на глубинах около 20 метров, отмечено несколько безымянных затонувших судов. В характеристике самого крупного объекта отмечено: "Затонувшее судно (находится - И.А.) на ровном киле, длина 70 м, ширина - 10 м. На баке и юте стоят пушки, надстройки разрушены, имеются большие пробоины, в погребах - боезапас. На изъятой в столовой посуде - свастика...". Рядом еще два объекта разрушенные так, что над поверхностью морского дна возвышаются лишь отдельные куски металла и обломки шпангоутов. Самый крупный объект (координаты которого почти точно совпадают с сообщаемыми немцами координатами места гибели злосчастного парохода) - это все что осталось от "SANTA FE". Лежащий рядом один из двух мелких объектов - его "жертва" (обломки противолодочного корабля "Uj-102"). Кто еще "умудрился" затонуть рядом с ними и каковы обстоятельства гибели третьего участника драмы, предстоит еще выяснить. Скорее всего - это еще одна (возможно даже послевоенная) жертва коварного груза "SANTA FE". Не так давно автором была получена информация, что в том же 1975 году в обследованиях затонувших объектов в районах от мыса Тарханкут до Севастополя участвовала группа водолазов профильного пионерлагеря "Поиск" Донецкой городской водолазной станции. Скорее всего этой станции уже давно нет, однако хочется верить, что эту статью прочитают аквалангисты. Обращаюсь с просьбой ко всем, кто хоть раз посещал затонувшие объекты на дне Черного моря. Присылайте Ваши воспоминания (с указанием хотя бы примерных координат нахождения объекта) Алексееву Игорю Викторовичу, по почтовому адресу: а/я 57, Одесса-101, Украина, 65101; либо по Е-mail: rostalex@ukr.net или: rost@paco.net Автор располагает данными по многим затопленным объектам в различных уголках Черного моря и наше общение может принести обоюдную пользу. С уважением Алексеев Игорь. Олег! Здравствуй. По поводу стаьи о "Санта -Фе" и фосфоре. Вспомнил,читая ее, вот что. Лет 40 назад мой дед (прошел войну в 203 мм гаубичном полку, офицер) рассказывал о катюшах. Говорил, что это было сверхсекретное оружие. И ходили слухи (среди артиллеристов), что фосфор входил в ВВ этих ракет. Затем немцы обратились то ли к нам то ли к американцам с просьбой перейти на обычный тол, мол не гуманное оружие, что-то в этом роде. Видишь все совпадает. Видимо ты близок к истине. Валерий.

Ответов - 4

rok: ===8<==============Original message text=============== Hello ... Tuesday, August 14, 2001, 10:46:18 PM, you wrote: S> Интернет Дайв-Клуб diveclub@scubadiving.ru S> Здравствуйте! S> В ОКТОПУСЕ была статья по поводу погружения на затоноувший во время S> ВОВ в районе Евпатории транспорт Санта-Фе и немецкий охотник UJ-102. S> По поводу последнего, не знает ли кто что это за проект? На одном из S> сайтов есть гипотеза, что это КТ-40. Но ни в одном из S> интеренет-каталогов немецких боевых кораблей времен ВОВ я не нашел S> ничего по этому поводу. S> Со стороны слышал, что на самом UJ-102 присутствуют надписи на русском S> языке на приборах, найденные на нем снаряды не немецкого S> происхождения, плюс, судя по остаткам формы, на корабле присутствовали S> немецкие пехотинцы. Интересный винигрет получается! S> По поводу взрыва на Санта Фе есть очень интересная теория, прочитав S> которую, задумаешься - хочется ли туда нырять! S> http://uic.nnov.ru/~teog/gruzi/s-fe.htm Захочется, очень интересные рэки, ссылку почитал, но туфты много. Версия про детонацию очень правдоподобна. Хотя мне показалось, я не спец , правда, что котлы у него рванули. Охотник стоит метров 200 от центральной части Санта Фе. О практически цел, на ровном киле. В хвостовой части вырвана палуба над машинами, с одной стороны в этом месте отогнут верх борта, а другой треснул до грунта шириной см 10. В том что немец сомнений нет, тк посуда, рукомойники, орудия и тд со свастикой понятное дело. А Санта Фе развалило сильно, на три части, хотя средняя представляет из себя груду металла, накрытого сложенными бортами, самоходки под ними, хотя одна стоит сбоку на грунте, вообще там все разбросано метров на 200. Третий обьект рядом по показаниям месных жителей - ПЛ. Но может быть что угодно, если вообще быть. -- Best regards, andrey mailto:andrey@vist.bryansk.ru ===8<===========End of original message text=========== -- Best regards, SerG mailto:swl@a-teleport.com To: SerG <swl@a-teleport.com> Date: Tuesday, August 21, 2001, 12:52:37 AM Subject: Поиск информации о корабле ===8<==============Original message text=============== Здравствуйте, уважаемый SerG! Вообще-то я вкратце ответил на Ваш постинг о судьбе "Санта-Фе" и UJ-102 на ВИФе, просто ветка эта почти сразу же уползла в архив. Дмитриев в своем описании гибели "Санта-Фе" смешивает сразу 4 эпизода. Д-4 действительно была потоплена в день гибели "Санта-Фе" 23 ноября 1943 г КПУГ, в которую входил и UJ-102, но в другом месте, и к гибели "Санта-Фе" эта лодка, похоже, отношения не имеет. UJ-102 - переоборудован из военного транспорта КТ-40 николаевской постройки 1942-1943 гг. Входил в состав 1-й флотилии охотников за ПЛ (кроме него, там было еще около дюжины однотипных, переоборудованных из КТ, два, переобрудованных из БДБ, и 4, переобрудованных из всяких вспомогательных судов, включая небезызвестный UJ-116 "Ксантен"). КТ - типовой малый военный транспорт (kriegentransport) военной постройки, тоннаж 834 брт. Подробные ТТХ и описания судеб кораблей этого типа надо смотреть в многотомном "большом" справочнике Грёнера. "Santa Fe" - немецкий пароход 1921 г постройки, 4627 брт. 03.10.1939 на переходе из Южной Америки в Германию был в Северной Атлантике захвачен в качестве приза двумя французскими лидерами, и включен в состав французского торгового флота как "St.Andre". В ноябре 1942 г после оккупации зоны Виши немецкими войсками был вновь захвачен немцами. В 1943 г переведен на Черное море. В момент гибели на судне, шедшим в составе конвоя "Wotan" (собственно, весь конвой и составлял охрану одного "Санта-Фе") из Констанцы в Севастополь, был дивизион штурмовых орудий (12 StuG и 2 "Ягдпанцера") и 1278 т военных грузов (авиабензин в бочках, авиабомбы, реактивные снаряды). В 05.47 23 ноября судно подорвалось, загорелось, в 06.36 было разорвано на части сильным внутренним взрывом и в 06.47 затонуло. Погибло 28 чел (22 чел из л/с штурмового дивизиона и 6 чл.экипажа), 16 чел пропало без вести, 78 чел было спасено (в т.ч. 8 тяжелораненых солдат). Координаты гибели судна, по немецким данным - 45 гр. 05 мин. сш, 33 гр. 16 мин. вд. Основной источник моих сведений - справочник: Богатырев С.В., Ларинцев Р.И., Овчаренко А.В. Потери ВМФ противника на Черноморском ТВД в 1941-1944 г. - Киев: "Архив-Пресс", 1998. Богатырев Сергей Вадимович - руководитель Львовского Клуба Истории Флота (ЛКИФ), ведет большую исследовательскую работу по выяснению подлинных потерь противника в действиях на море в ВОВ. Он главный автор этого справочника. К нему я Вам и рекомендую обратиться за подробной информацией по данному вопросу. К сожалению, точный адрес ЛКИФ и лично Богатырева мне неизвестен, предположительный адрес Богатырева - 290026, Украина, Львов, ул.Стрыйская, 78, кв.181 - но это очень старые данные, я за них не ручаюсь. Вроде бы Е-майл ЛКИФ был у Поручика Баранова (у него на сайте была какя-то ругань с ЛКИФовцами, вроде) - но и тут не поручусь. Так что советую Вам связаться с Богатыревым или ЛКИФ. Всего наилучшего, С уважением, Михаил aka Exeter.

Макс: Фосфор - химический элемент! Из элементов взрываются только УРАН и подобные! Из фосфора взрывчатка - как из ***** - конфета, зажигательное действие- отличное, может входить как составная часть ВВ - бесспорно, а тот приятель, "подорвавшийся" при измельчении, скорее всего перетирал фосфор с бертолетовой солью, а это совсем не стоит делать.

анатолий: По данным Лоции Чёрного моря за 1968г. на траверзе мыса Евпаторийский затонули 3 судна. Два рядом это Санта-Фе и охотник, другое ближе к берегу около полу мили. Это судно было обозначенно буем, так как представляло навигационную опасность. Верхняя часть этого судна недоходила до поверхности на 1,5м. Что это за судно? Если знаете прошу сообщить. тел. 0662457174. Анатолий


rok: «Загадка гибели UJ-102 и Санта-Фе» - новая статья-исследование М.Морозова и А.Скробача, "Морская война" 5/2009 http://photofile.ru/users/rokoko/3812396/



полная версия страницы