Форум » Медиа » Ссылки по рэкам Черного моря » Ответить

Ссылки по рэкам Черного моря

rok: Транспорт-братская могила. Погиб у берегов Турции. Сайт по исследованию рэка http://www.struma.org/ Сурьезные парни с "Инспирэйшнами".

Ответов - 47, стр: 1 2 3 All

Klotz: http://www.extreme-travels.ru/art/art_6_books.htm Свежачок-с... ржачно.

Жаба.: История кораблекрушений в Судакской бухте Судакская бухта находится в юго-восточном направлении крымского полуострова и относится к слабо исследованным районам. Представляя собой протяженную водную акваторию шириной порядка 15 км., ограниченную с востока величественным мысом Меганом и на Западе мысом Ай-Фока. В центре бухты, на ее побережье раскинулся город Судак. Величественный город, некогда служивший перевалочным путем на Великом Шелковом пути. Город, где заканчивался сухопутный путь караванов с Востока и происходила погрузка на корабли, следовавшие дальше в Средиземноморье. О богатой вековой истории говорят, живописно растянувшиеся над морем стены Генуэзской крепости, построенной на фундаменте крепостных сооружений более ранних эпох. В разные периоды здесь жили тавры и греки, византийцы и хазары, печенеги, половцы, венецианцы, турки-сельджуки, монголо-татары и генуэзцы, что говорит о довольно бурном прошлом здешних мест. Параллельно с развитием ранних поселений развивалась возможность общения жителей с другими колониями. Морское сообщение было самым перспективным. Один день морем, заменял несколько дней сухопутным путем по горной и тяжело проходимой местности. Как правило, морские путешествия совершались вдоль береговой линии на незначительном удалении от нее, и только в светлое время суток, с заходом на ночь в ближайшую, удобную бухту, защищающую от ветра и волнующегося моря. Такие бухты, также служили отличным прикрытием для пиратов, нападавших на проходящие мимо торговые суда. По этому поводу в народе так и окрестили расположенную неподалеку от Нового Света, Синию бухту - Разбойничьей. Бухта, расположенная сразу за мысом Пещерным уходящим в море на несколько сотен метров, закрывала спрятавшихся разбойников от "вперед смотрящих" следующего мимо корабля и подымающего волну Юго-Западного ветра. По одной из легенд награбленные товары, разбойники прятали в природной пещере расположенной в одной из находящихся неподалеку скал, попасть в которую, можно только поднырнув под нее. Поднырнув под скалу, на метровой глубине попадаешь в подводный четырехметровый туннель, который приводит в пещеру, наполненную воздухом. Избавившись от подводного снаряжения и следуя дальше по природной галерее, перед глазами открывается небольшое пресноводное озеро. Удивительное, уникальное место, спрятавшееся от внешнего мира на века. Для контроля за населявшими окрестности таврами и обеспечения безопасности каботажного плавания по маршруту Боспор - Херсонес на западных отрогах горы Караул -Оба, находящейся за уже известным нам мысом Пещерный, в 1 веке до н.э. была построена боспорская крепость. Стоящая на высоком береговом обрыве, крепость была хорошо видна с проходящих мимо судов и являлась прекрасным ориентиром. Построили крепость с целью борьбы с морским пиратством окрестных варваров. Здесь находился военный гарнизон численностью до ста человек. Служили в крепости, боспорские наемники, которые нанимались из варварского населения Феодосии или варваров не крымского происхождения. Из Феодосии, морем, в крепость поступало необходимое обеспечение. Многие исследователи склоняются к версии, что как раз в этом месте мог находиться античный порт Афенион. Флавий Арриан, правитель римской провинции Коппадокии, совершивший в 134 г. н.э. плавание вдоль берегов Черного моря, указывает покинутый порт скифо-тавров между Феодосией и Лампадой (Совр. Малый Маяк близ Алушты). Он пишет: "Отсюда 200 стадиев до покинутого порта скифо-тавров". Многочисленные подводные находки найденные в этом месте, только способствуют этой версии. К сожалению, в Судакской бухте не проводились гидролокационные исследования дна, ни специальные поисковые работы. Самые интересные места отмечены оборванными тралами рыболовецких судов, часто посещающих акваторию. Первые, официально задокументированные сведения о кораблекрушениях в бухте встречаются в XV веке. Так в октябре 1431 года, консул Солдайи (Генуэзское название Судака), Колардо ди Палаваниа, докладывал консулу Каффы Франческо Ломеллини , что вблизи Солдайи, у мыса Меганом, потерпели крушение две венецианские галеи. Специально созванный в Кафе совет постановил отправить в Солдайю опытных людей, чтобы собрать имущество с галей. Однако, когда посланники прибыли на место, по поручению Колардо, все, что спасли после кораблекрушения, было уже собрано. Новый консул Солдайи, Антонио ди Монтальдо, оценил имущество в 900 каффинских серебряных соммов и отправил его в Каффу. Так в конце девяностых годов прошлого столетия, дайверами-любителями, вблизи мыса, был найден огромный свинцовый якорь, высотой до четырех метров, до сих пор покоящийся на 15 метровой глубине. Также во время любительских погружений на глубине 40 м, обнаружены останки кораблекрушения в виде большого скопления амфораподобных сосудов и зерновых пифосов. По некоторым данным, в конце 80-х годов, у мыса работала поисково-археологическая экспедиция, исследовавшая останки галеи, затонувшей в средние века на небольшой глубине. В археологическом справочнике о находках сделанных в Черноморском бассейне известного археолога-исследователя Зеленко, встречаются записи, свидетельствующие о кораблекрушении древних судов в районе мыса Меганом. Самые известные и относительно доступные следы средневекового кораблекрушения находятся в западной части Ново-Светской бухты - Зеленой. На десятиметровой глубине, довольно обширном участке, покоятся останки кораблекрушения средневековой галеи. По одной из версий, генуэзское торговое судно подверглось нападению со стороны венецианского военного корабля в открытом море. Поврежденное и объятое огнем судно в поисках спасения укрылось в Зеленой бухте, где в последствии и затонуло. По другой версии, галея затонула во время ночного пожара. Во всяком случае, от судна только сохранились остатки груза в виде фрагментов амфороподобных сосудов, покрывающих большой участок дна. В этом месте проводились десятилетние археологические экспедиции. В течении последующих пяти столетий, вплоть до 20 века, больше не встречаются документальные свидетельства о гибели судов в акватории бухты. Хотя редкие находки сделанные рыболовецкими тралами с глубин превышающих 50 м говорят о противоположном. Фрагменты амфор, неплохо сохранившиеся шпаги, мечи, сабли будоражат воображение и дают все предпосылки для проведения поисковых работ. Не прошло мимо бухты и эхо войны. Из достоверно известных затопленных объектов - 5 румынских барж, потопленных советской авиацией во время эвакуации. Одна из барж находится на удалении от берега порядка 400-500 метров на двадцатиметровой глубине. Остальные находятся дальше в море, вплоть до 50 метровой отметки. Представляют собой сильно разрушенные металлические конструкции в контурах которых, уже тяжело обнаружить былую принадлежность к плавательному средству. Очередной wreck-претендент Германская быстроходная десантная баржа. Согласно справочника «Потери ВМФ противника на черноморском ТВД в 1941-1944 гг.», точка гибели — район мыса Меганом, в 2 милях от Судакской бухты, координаты 44°57'N 35°26'Е. Согласно данным гидролокации, по этим координатам объект не обнаружен, и находится эта точка на расстоянии 18 миль от Судакской бухты. На удалении 12 километров от точки, указанной в справочнике, на грунте обнаружен объект, по размерам схожий с БДБ. Фактические координаты 44°50.843'N 35°19.092'E. Глубина 50 метров. Возвышение над грунтом 4 метра. По не проверенным данным, в юго-западной части бухты на тридцати пяти метровой глубине находится немецкий торпедный катер. С этой целью члены подводного клуба "Наутилус" проводили поисковую операцию. В ходе операции в предполагаем районе поиска, эхолотом, было определенны характерные для инородного объекта неровности дна. Но из-за сильного течения и плохой видимости, объект так и не был найден. Еще один объект в юго-западной части бухты, обозначенный на послевоенных лоцманских картах, как искусственно затопленный подводный бон, вызывает некоторые сомнения. Посылаемые гидролокационные сигналы, выдают картинку возможно больше подходящую для некогда плавательного средства. Хотя именно в Судакской бухте находился один из промежуточных дозоправщиков топлива для подводных лодок в уже мирный период. Гипотезы остаются гипотезой, но а факты вещь упрямая…Возможно, если верить легендам местных старожил, лежит между мысами Алчак и Меганом сбитый советский самолет; и случайно увиденные рыбаком на экране эхолота сигналы, контуры внушительных размеров судна. Возможно это правда, возможно нет. Ведь Судакская бухта скрывает еще много секретов. http://www.shipwrecker.narod.ru/sud.htm

alphaclub: Эту самую баржу в Судаке мы и нашли 2 года назад, лежит на 47 м. к верху пузом. Внутри похоже техника и бочки с топливом. Причем топливо до сих пор висит внутри. Погружались Прохоров и Галайда с местным клубом катран.


rok: http://photofile.ru/users/vrdm/3135323/ Елкин. 2е изд. Атлас рэков ЧМ

morozoff: Слава, а сколько весит (в мегабайтах) сей труд?

rok: 183 метра

morozoff: А как бы его у тебя целиком (183 метра) забрать?

rok: надеюсь, буду у Лехи в октябре. могу с собой захватить. там еще много че интересного эсть

morozoff: ОК!

rok: А.М.Чикин Крым подводный 2007 год издания. http://photofile.ru/users/vrdm/3146899/

rok: http://photofile.ru/users/blackwreck/3150448/ Еще одна Варна из Предельной глубины номер 2 за 2007 год

Мокрый: фильм Лютенкова «СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ ИСТОРИИ. ПОДВОДНЫЕ ТАЙНЫ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ», который снимался летом 2005 года. AGNES BLAIKIE, Пьяный Джек и др. лежит тут, на сайте автора http://lutenkov.ru/media.htm

rok: http://www.zshare.net/download/47920733e3e297/ Подводные лодки типа "Морж" [Морская кампания 2006 03] Тип: pdf Формат: rar Размер: 17.6 Mb Пароль: www.armourbook.com или здесь, двумя кусками 17 mb pdf http://www.zshare.net/download/6340370b11ea40/ http://www.zshare.net/download/6340363d7db165/

rok: http://photofile.ru/users/blackwreck/115013832/ Затонувшие ПЛ в ЧМ - справочник 2004

rok: http://www.zshare.net/download/3660363cc76f77/ Подводные лодки типа 'Щ' Тип: pdf Формат: rar Размер: 13,3 Mb Пароль: www.armourbook.com

rok: http://www.zshare.net/download/3660333f33795f/ Линейный корабль ''Новороссийск'', уроки трагедии. Тип: pdf Формат: rar Размер: 6,7 Mb Пароль: www.armourbook.com

rok: http://photofile.ru/users/blackwreck/115014808/ Сквозь пелену времен- история, гибель и обнаружение пл Морж. из журнала Нептун-Украина 2-2007

rok: http://rapidshare.com/files/84700077/Zatonuv_PL_ChMore.pdf.html Затонувшие ПЛ в ЧМ - справочник 2004 одним файлом. пдф.

rok: http://www.wreck.ru/ новый сайт уважаемого А.Елкина!!!!!!!!!!!! много интересного по теме.

Black diver: тут нарисовался один болгарский товарисч. http://www.klissurov.dir.bg/ забавные у него очипятки. A bow gun of a Russian submarine,"Shtuka 211", which had sunk near Varna during the World War II. бомбардировщик нямецкий Штука плавно стал нашей Щукой. А серьезно - кто нырял на 211ю? Была инфа, что закрыли объект давно как братскую могилу, и российские военные там последние были, пытались идентифицировать. а вот болгарские дайверы, получается, и щас ныряют, если фото выкладывают?! кто в курсе? И я хочу туды!

rok: на Нептун-шоу в Одессе, в апреле 2008 Сергей Воронов представил новую книгу-справочник по нашей теме, вроде как научного характера, а значит - с соответственной точностью данных и полнотой охвата. увы, экземпляр мне пока не достался, весь первый тираж 1000 экз о словам автора разошелся по госбиблиотекам, но Сергей обещал летом подкинуть все же экземплярчик на наш клуб, когда приедет в экспедицию. пока могу предложить несколько репортажных фоток. http://i018.radikal.ru/0806/89/5ea3576093ab.jpg

rok: http://i010.radikal.ru/0806/3a/b994de9b83e8.jpg http://i031.radikal.ru/0806/9f/22453d949d43.jpg http://i039.radikal.ru/0806/58/0e6e559893a2.jpg http://i042.radikal.ru/0806/94/8cc4ab383537.jpg http://i035.radikal.ru/0806/97/e8f8a4febece.jpg http://i041.radikal.ru/0806/cf/0a20d986c9ca.jpg http://i023.radikal.ru/0806/2d/c2d9cb21d1cd.jpg http://i020.radikal.ru/0806/62/610225deff0c.jpg http://i002.radikal.ru/0806/93/de308bf73146.jpg

morozoff: Маленькое видео с "Жан Жореса": http://video.mail.ru/mail/e2062/3481/3482.html

Елкин: Дорого бы дал что б хоть одним глазком скопировать данное произведение Воронова Сергея. Последнее время у Сергея была хорошая возможность набить новые координаты. Хотя могу сказать что врядли координаты там будут легетивные.

rok: В чем вопрос! Как тока получу экземпляр - отсканирую и вышлю Вам. С неизменным уважением.

morozoff: Виновоз: http://video.mail.ru/mail/e2062/3481/3940.html

rok: Гибель линейного корабля "Новороссийск" Формат / Original file: jpg Вид / Packed: архив RAR archive Размер / Packed file size: 10 x 10 Mb + 9,8 Mb Релиз / Release: полный / full Пароль / pasword: без пароля http://rapidshare.com/files/139196781/gibel_novorossijsk.part01.rar http://rapidshare.com/files/139197890/gibel_novorossijsk.part02.rar http://rapidshare.com/files/139198382/gibel_novorossijsk.part03.rar http://rapidshare.com/files/139199444/gibel_novorossijsk.part04.rar http://rapidshare.com/files/139199956/gibel_novorossijsk.part05.rar http://rapidshare.com/files/139202137/gibel_novorossijsk.part06.rar http://rapidshare.com/files/139202598/gibel_novorossijsk.part07.rar http://rapidshare.com/files/139203043/gibel_novorossijsk.part08.rar http://rapidshare.com/files/139203524/gibel_novorossijsk.part09.rar http://rapidshare.com/files/139204231/gibel_novorossijsk.part10.rar http://rapidshare.com/files/139204975/gibel_novorossijsk.part11.rar

rok: Гибель "Отважного" Формат / Original file: jpg Вид / Packed: архив RAR archive Размер / Packed file size: 20 x 10 Mb + 5,8 Mb Релиз / Release: полный / full Пароль / pasword: без пароля http://rapidshare.com/files/139205975/gibel_otvazhnogo.part01.rar http://rapidshare.com/files/139207014/gibel_otvazhnogo.part02.rar http://rapidshare.com/files/139208037/gibel_otvazhnogo.part03.rar http://rapidshare.com/files/139209238/gibel_otvazhnogo.part04.rar http://rapidshare.com/files/139210083/gibel_otvazhnogo.part05.rar http://rapidshare.com/files/139210938/gibel_otvazhnogo.part06.rar http://rapidshare.com/files/139211837/gibel_otvazhnogo.part07.rar http://rapidshare.com/files/139212909/gibel_otvazhnogo.part08.rar http://rapidshare.com/files/139214719/gibel_otvazhnogo.part09.rar http://rapidshare.com/files/139215454/gibel_otvazhnogo.part10.rar http://rapidshare.com/files/139217499/gibel_otvazhnogo.part11.rar http://rapidshare.com/files/139219789/gibel_otvazhnogo.part12.rar http://rapidshare.com/files/139220673/gibel_otvazhnogo.part13.rar http://rapidshare.com/files/139221476/gibel_otvazhnogo.part14.rar http://rapidshare.com/files/139222396/gibel_otvazhnogo.part15.rar http://rapidshare.com/files/139223590/gibel_otvazhnogo.part16.rar http://rapidshare.com/files/139224417/gibel_otvazhnogo.part17.rar http://rapidshare.com/files/139225273/gibel_otvazhnogo.part18.rar http://rapidshare.com/files/139226029/gibel_otvazhnogo.part19.rar http://rapidshare.com/files/139229276/gibel_otvazhnogo.part20.rar http://rapidshare.com/files/139229592/gibel_otvazhnogo.part21.rar

rok: Тайна гибели лК "Новороссийск" Автор/Autor: Б.А. Каржавин Формат / Original file: jpg Вид / Packed: архив RAR archive Размер / Packed file size: 32 x 10 Mb + 5 Mb Релиз / Release: полный / full Пароль / password: без пароля http://rapidshare.com/files/140185056/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part01.rar http://rapidshare.com/files/140186236/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part02.rar http://rapidshare.com/files/140186716/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part03.rar http://rapidshare.com/files/140187133/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part04.rar http://rapidshare.com/files/140187568/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part05.rar http://rapidshare.com/files/140188086/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part06.rar http://rapidshare.com/files/140188578/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part07.rar http://rapidshare.com/files/140189060/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part08.rar http://rapidshare.com/files/140189580/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part09.rar http://rapidshare.com/files/140198936/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part10.rar http://rapidshare.com/files/140200104/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part11.rar http://rapidshare.com/files/140201082/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part12.rar http://rapidshare.com/files/140201992/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part13.rar http://rapidshare.com/files/140202814/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part14.rar http://rapidshare.com/files/140203642/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part15.rar http://rapidshare.com/files/140204935/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part16.rar http://rapidshare.com/files/140206171/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part17.rar http://rapidshare.com/files/140207344/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part18.rar http://rapidshare.com/files/140208109/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part19.rar http://rapidshare.com/files/140210094/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part20.rar http://rapidshare.com/files/140210658/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part21.rar http://rapidshare.com/files/140211213/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part22.rar http://rapidshare.com/files/140211958/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part23.rar http://rapidshare.com/files/140212497/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part24.rar http://rapidshare.com/files/140213358/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part25.rar http://rapidshare.com/files/140214064/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part26.rar http://rapidshare.com/files/140214596/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part27.rar http://rapidshare.com/files/140215164/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part28.rar http://rapidshare.com/files/140215749/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part29.rar http://rapidshare.com/files/140216279/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part30.rar http://rapidshare.com/files/140216814/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part31.rar http://rapidshare.com/files/140217358/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part32.rar http://rapidshare.com/files/140217674/tajna_gibeli_LK_novorossijsk.part33.rar

Gipanis: Понравилась мне ГРУЗИЯ в Казачьке. Красиво лежит и доступна. Видимость только угадать надо. У кого может есть инфа про ее историю. Поделитесь.

AQUARIUS: Gipanis Gipanis Извините, (немного не в тему), а где именно лежит в Казачке "Грузия"?, много там нырял , но о Грузии ничего не слышал.

rok: http://photofile.com.ua/users/blackwreck/115191086/ вот инфа по Грузии из новой энциклопедии черноморских катастроф С.Воронова.2008

rok: А.Елкин на Тендре http://www.dive-tek.ru/archiv/2004/3/ интересная ветка, открытая А.Елкиным по поводу рэков Черного моря http://forums.airbase.ru/2008/08/t63119--Zatonuvshie-suda-CHernogo-i-Azovskogo-mo.html и еще тут его ветка по нашим рэкам http://forum.tetis.ru/viewtopic.php?t=39164&postdays=0&postorder=asc&start=0

rok: http://photofile.com.ua/users/blackwreck/115257234/ «Загадки "Святого Александра"- из "Предельной глубины» 3-08 про замечательный тарханкутский парусный рэк

rok: http://photofile.com.ua/users/blackwreck/115257253/ Встреча с "Варной". виртуальный тур по рэку с инструктором А.Крайновым. из "Нептун-Украина" 5-2008

rok: http://photofile.com.ua/users/blackwreck/115257289/ Холодные волны 43-го. про 20 экспедицию тольяттинского клуба "Нептун-Про" по местам Южно-Озереевского десанта. из "Предельной глубины" 3-08

rok: Тайны погибших кораблей. От `Императрицы Марии` до `Курска` Серия:Военные тайны XX века Автор:Н. А. Черкашин Издательства: Вече: 2002 г. Формат: fb2 Размер: 1.25 Мб В новой книге известного писателя-мариниста Николая Черкашина реализован неосуществленный замысел Адмирала Флота Советского Союза Ивана Степановича Исакова, который хотел собрать истории о кораблях, погибших не в сражениях, а в мирное время. Если покойный адмирал собирался это сделать на материале царского и иностранных флотов, то жизнь представила нашему автору возможность поразмышлять над недавними трагедиями советского и российского флотов. http://depositfiles.com/ru/files/c0wtcsj16 или http://uploading.com/files/5ZD410P3/Tajny_pogibshih_korablej.rar.html

rok: Еще одна загадка Черного моря. статья Н.Кузнецова про рэк "Кара-Кермен" из Милитари Крым номер 10 http://photofile.ru/users/blackwreck/115368537/

rok: ресурс, посвященный "Адмиралу Нахимову". http://admiral-nakhimov.net.ru/body.htm

rok: ДВАЖДЫ ПОДНЯТАЯ, ТРИЖДЫ ПОТОПЛЕННАЯ Транспорт "Грузия" имел водоизмещение 6050 т, длину 115,85, ширину 15,5, осадку 5,8, борт 7,84 м. В качестве главных механизмов использовались два дизеля по 1950 л.с., скорость 13 уз. Последний переход этого судна из Новороссийска в Севастополь окончился трагедией. Кроме 708 бойцов в трюмы судна было погружено и 526 тонн боеприпасов. На переходе из Новороссийска в Севастополь конвой был обнаружен в 12 ч 12 июня 1942 г. немецкой воздушной разведкой. Вечером этого же дня на конвой последовали атаки бомбардировщиков и торпедоносцев. За период с 20 ч 30 м до 21 ч 35 м на конвой, находившийся в 45 милях южнее мыса Айя, было сброшено 150 бомб и 8 торпед. Капитан Габуния весьма искусно управлял судном и "Грузии" удалось уклониться от всех торпед и большинства бомб. Лишь две фугасные бомбы взорвались в воде на дистанции 8-10 метров от кормы транспорта, а третья рванула в 50 метрах от левого борта. Сотрясениями заклинило руль в положении "право на борт" остановился правый дизель, разошлись швы обшивки кормового подзора, в кормовые отсеки начала поступать забортная вода. Экипаж мужественно боролся за спасение своего судна: уже через полчаса удалось запустить правый дизель и поставить руль в диаметральную плоскость. Однако вода в отсеки поступала слишком быстро. Имевшиеся на судне водоотливные средства с откачкой воды не справлялись. Переборки между кормовыми отсеками оказались не герметичны, вода стала распространяться в нос. Дифферент на корму медленно нарастал. Через некоторое время вода затопила туннели гребных валов и начала поступать через тоннели и кормовую переборку в машинное отделение. К 22 часам вода полностью затопила трюмы № 5 и № 4. Скорость хода упала до 7 узлов, валы судна вращались в воде. К 3 ч ночи дифферент на корму достиг предела, вода затопила румпельное отделение, и ее уровень дошел до кормовой швартовной палубы. Иллюминаторы помещений расположенных в корме судна оказались под водой и через неплотности их устройств также начала поступать вода. Скорость конвоя с каждой минутой снижалась. Тральщики "Щит" и "Гарпун" буксировали "Грузию". Корабли медленно двигались к базе, пять сторожевых катеров вели боевое охранение конвоя. Лишь в 4 часа 30 минут конвой прошел боны Севастопольской бухты. При подходе к бухте Южная к борту "Грузии" подошел портовый буксир СП-2. Казалось, что транспорт удастся спасти. Но на развороте и маневре подхода к причалу "Минная" в середине бухты в 4 ч 48 м "Грузию" атаковали с бреющего полета пять самолетов противника. Утренний рассвет хорошо освещал полузатопленную "Грузию", а свежий ветер быстро отнес дымовую завесу поставленную катерами охранения. Две авиабомбы попали в машинное отделение и затопленный кормовой трюм груженный 82-мм минами. Самолет, сбросивший бомбы, был сбит, но в 4 ч 55 м произошел сильный взрыв в трюме № 4. Силой огромного взрыва корпус "Грузии" был разорван на две части. Кормовая часть корпуса длинной около 40 м быстро затонула. Через восемь минут скрылась под водой и носовая часть транспорта. На воде осталось только облако дыма, горящего соляра и каких-то плавающих конструкций. Погибли почти все люди, находящиеся на борту, только несколько тяжело контуженых моряков удалось подобрать с воды портовым катерам. Оборона Севастополя крайне нуждалась в боеприпасах, и, несмотря на беспрерывные бомбежки водолазы ЭПРОНа поднимали боеприпасы из затоп-ленных трюмов "Грузии". Работами руководил инженер-капитан 3 ранга В.К. Шашуков. За шесть дней было поднято 38 т боеприпасов, немецкой авиацией утоплены два водолазных катера, от разрыва авиабомб погибли восемь, ранены еще пять водолазов. После окончания войны первоочередной задачей аварийно-спасательной службы стала расчистка бухт от затопленных судов и кораблей. Вход в Южную бухту кораблям был совершенно невозможен из-за лежащего на борту недалеко от причала морского вокзала крейсера "Червона Украина", мачты и надстройки которого простирались к середине фарватера. У Павловского мыса возвышался над водой левый борт погибшего под бомбежкой эсминца "Свободный". В центре фарватера на глубине 15 м лежали две части санитарного транспорта "Грузия", во время значительного волнения были видны их надстройки. Рядом у стенки судоремонтного завода находился затопленный теплоход "Димитров". Дальше в глубину бухты были затоплены два плавучих крана и несколько средних и небольших судов. Вблизи разрушенных причалов на грунте лежала различная техника. В 1947 году после подъема крейсера "Червона Украина" начались работы по подъему транспорта "Грузия". В техническом отчете по подъему "Грузии", утвержденном 29 апреля 1950 года отмечено, что корпус судна разрушен на две части. "Как будто огромным остро отточенным ножом судно аккуратно разрезало в поперечном направлении - без обычного в таких случаях полного раз-дробления корпуса на мелкие части - носовую, с трюмами 1,2,3 и кормовую - с трюмами 4 и 5. Носовая часть находится на расстоянии 50 м от кормовой части и лежит на грунте с креном на правый борт". Судоподъемные работы выполнял 21 аварийно-спасательный отряд под ко-мандованием капитана 1 ранга Николая Рыбалко. Штаб и отряд по подъему «Грузии» размещались рядом на причале в разрушенном здании на месте нынешнего Морского вокзала. Судоподъем производили с судов «Арагва», «Челюскин», плавучего крана «ПК-66007» и маломерных катеров приспособленных для спусков водолазов. Работы проходили по традиционной схеме - под корпусом судна гидромониторами промывались туннели размером 1,2-1,5 м, в которые протягивали стропа для крепления понтонов. Грунт с грунтососов подавали на баржу. Вокруг затопленного судна были рассыпаны тысячи снарядов, авиабомб, стрелковое оружие, десятки тонн полусгнившего военного снаряжения, останки людей. Особую тревогу вызывал разбросанный по дну боезапас. Поднятые на поверхность авиабомбы, снаряды и мины, из-за разницы в давлении, начинали "шипеть", из них сочилась вода - казалось, что вот, вот и они взорвутся. Тогда со дня Южной бухты водолазы подняли тысячи снарядов и мин. Носовые трюмы решили не разгружать, так как состояние боезапаса внушало серьезную тревогу. В дебрях судовых помещений водолазы нашли и склад продовольствия. Основная масса консервов испортилась. Но вино в бутылках сохранилось хорошо и использовалось водолазами по прямому назначению прямо под водой в оставшихся и специально вентилируемых воздушных подушках. В тяжелых судоподъемных работах участвовали опытные водолазы - настоящие подводные асы – Алексей Гринченко, Георгий Васильев (имевшие стаж более 10000 подводных часов), Николай Савинов (проработавший под водой 15.000 часов), Михаил Безжанов, Николай Литвинов, Алексей Ивлев, Иван Губанов, Иванов, Антоненко, Ященко, Бондаренко, Михайлов, Пустынский, Безручко, Долмагов и другие. После двухсменной напряженной работы под водой водолазы шли на расчистку завалов на улицу Ленина, Графскую пристань и выполняли хозяйственные работы, так что на сон оставалось не более 4 часов. В 1948 г обе части "Грузии" подняли и отбуксировали в Казачью бухту, где положили на грунт в ожидании решения, разгружать боезапас так и не решились. Севастопольские мальчишки тех лет, не раз совершали набеги на транспорт, добывая себе для "игр" снаряды, мины, оружие и устраивая из них в балках "фейерверки". Возможно, что о начиненной боезапасом "Грузии", не вспомнили бы еще много лет, если бы не рядом расположенный аэродром. Аэродром на мысе Херсонес, отремонтированный и подготовленный немцами за два года оккупации, был в то время лучшим в Крыму. По кольчужной аэродромной сетке по несколько раз в месяц шуршали шасси правительственных самолетов, несущих на отдых в Крым "ответственных товарищей". Рядом с аэродромом на берегу Казачьей бухты возвели "Дом встреч", оборудованный правительственной связью, комнатами для ожидания и пляжем. От них хорошо просматривалась вся бухта, в том числе и надстройки положенной на грунт в ожидании решения дальнейшей судьбы "Грузии". Руководство 9-го управления КГБ, занимающееся обеспечением безопасности аэродрома, узнало о том, что рядом с обеспечиваемым ими "объектом" в бухте лежат тонны неконтролируемого боезапаса. Разразился тихий скандал, закончившийся приказом Черноморскому флоту убрать из бухты бывший транспорт "Грузия". Убрать затопленный транспорт - поручили экспедиции ЭОН-35, которая работала на восточном берегу бухты Казачья, разделывая на металл корпус линкора "Новороссийск". 18 декабря 1956 года на подводную разведку отправились водолазы. Они обследовали состояние корпуса, помещений, и достали для экспертизы из трюмов образцы снарядов и мин. Специалисты дали заключение: "Во всех сильно заиленных трюмах теплохода беспорядочное нагромождение различных грузов смешанных с большим количеством различного назначения боеприпасов. Грузы смещены на борт в сторону крена теплохода. В 1,2 и 3-м трюмах, на палубах, в надстройках носовой части обнаружены отдельно разбросанные 45-мм патроны и 45-мм снаряды с головными взрывателями. Поднятые из разных мест для анализа пять образцов патронов были без укупорки. В первом трюме найдены 130-мм боевые заряды в оцинкованных пеналах состоящие из ленточного и трубочного порохов. Заряды начали разлагаться. Во втором трюме находились покрытые ракушками осколочно-фугасные снаряды с головными взрывателями РГМ к пушке образца 1937 года. В третьем трюме - обнаружены 45-мм патроны с осколочно-трассирующими снарядами с головными взрывате-лями МГ-5". По докладу водолаза там находились еще какие-то снаряды, но из-за нагромождения конструкций и плохой видимости под водой поднять образцы и их осмотреть не удалось. Подводная разведка проводилась практически на ощупь. Во второй части "Грузии", в районе бывшего четвертого трюма и почтово-багажного помещения водолазы извлекли обросшие водорослями и ракушками осколочные мины калибром 50 мм и 82 мм . Все мины были без укупорки. По результатам осмотров поднятых образцов старший офицер арт-управления ЧФ подполковник технической службы Шевченко сделал вывод: "...боеприпасы, находящиеся в трюмах и в других местах теплохода "Грузия" от 14-летнего воздействия морской воды пришли в негодность... но это не значит, что эти боеприпасы потеряли способность взрываться". Из этого следовало, что разрезать корпус судна электрокислородной резкой или дробить его взрывами нельзя. Возможно было только одно - вновь поднять "Грузию" и затопить ее на большой глубине, где возможный взрыв боезапаса не принесет никому беды. ...Экспедиция ЭОН-35 к тому времени закончила выгрузку 320-мм боевых снарядов и зарядов из артпогребов линкора "Новороссийск", большая часть корпуса бывшего "итальянца" была уже разобрана на металл. Теперь для ЭОН-35 предстояла работа не менее опасная, но уже на полу истлевшем транспорте "Грузия". Командир ЭОН-35 Элиазар Лейбович, инженеры Глеб Чикин и Вацлав Елин разработали проект второго подъема "Грузии". В соответствии с ним, следовало раскрепить, по возможности, оставшийся боезапас в носовых трюмах. Затем понтонами поднять три четверти мало поврежденного корпуса, вывезти его в открытое море и в обозначенном районе свалки боезапаса затопить на глубине 1200 метров. Работы начались в 1959 году. Сначала пытались поднять плавучим краном грузоподъемностью 250 тонн вторую кормовую часть "Грузии", но она оказалась тяжелей и пришлось эту затею оставить. Во время подводных работ в районе кормовой части, с грунта извлекли не-сколько с виду обычных авиабомб и снарядов. После подъема на поверхности из них начинала выделяться какая-то жидкость. Матросы, принимающие этот груз от водолазов на борту катеров, получили от соприкосновения с ней ожоги, язвы и сильные раздражения кожи, характерные для действия боевых отравляющих веществ иприта или люизита. Трое водолазов получили тяжелые поражения. Водолазу Петру Ставицкому, во время подъема одной бомбы, на руки попали капли ОВ - вызвав страшные язвы. Другие двое умудрился вдохнуть ядовитые пары, в результате чего несколько месяцев пролежали в госпитале и были комиссованы. Начали разбираться и вспомнили еще ряд похожих инцидентов с водолазами, происшедших несколько лет назад в этих же местах. Оказалось что в 1950-54 годах в бухте Казачья, "под большим секретом", проводился поиск и подъем боезапаса начиненного отравляющими веществами затопленными нашими силами перед оставлением Севастополя 27-29 июня 1942 года. Мичман Владимир Корпус только за 3 часа работа нашел и поднял 27 химических бомб. Крупные бомбы стропили и поднимали поодиночке, мелкие - по 3-4 штуки доставляли наверх в парусиновом ведре, Весь найденный химический боезапас вывозили на барже и топили далеко в море. Работы прекратили, когда несколько водолазов получили поражение от ОВ. На дне бухты остались лежать еще сотни единиц боеприпасов начиненных отравляющими веществами. На них то и наткнулись водолазы, выполняющие работы по очередному подъему бывшего транспорта "Грузия". Остатки этих боеприпасов и ныне находятся на дне бухты. Работы по их локализации сегодня вот уже пятый год ведут несколько научно-исследовательских учреждений МО Украины. И эта работа далека от за-вершения. Так или иначе, корму "Грузии" оставили в покое. Под носовой частью корпуса промыли туннели, продели в них стропа и завели их в 200-тонные судоподъемные понтоны. Водолазными работами руководил водолазный специалист высшего класса - капитан 2 ранга Павел Николаевич Никольский. До этих событий он был командиром водолазной группы ЭОН-35 и управлял действиями водолазов при подъеме линкора "Новороссийск", и особо отличился при выполнении работ по спасению экипажа подводной лодки "М-351", затонувшей в 1957 году на 83-метровой глубине вблизи Балаклавы. Никольского по праву называли талантливым русским самородком. Талант этот особенно проявлялся, когда водолазные работы становились сложными и опасными, и когда нужно было в кратчайший срок принять единственно правильное решение и самому же выполнить его. Сослуживцы говорили, что в воде он чувствовал себя как рыба - насколько близка и подвластна была ему подводная стихия. Водолазы и сам Никольский оригинально разместили понтоны и надежно закрепили их 63-мм стропами. Благодаря слаженной и энергичной работе группы специалистов ЭОН-35, "Грузию" довольно быстро подняли второй раз. Следующим этапом была операция её затопления. На календаре стоял октябрь 1960 года, в это время Черное море начинало бурлить осенними штормами. Для проведения операции затопления судна ожидали благоприятного прогноза погоды, и он был получен. Группа подрывников, возглавляемая капитан-лейтенантом Михаилом Козловым, закрепила на стропах понтонов кольцевые кумулятивные заряды. Их на-значением была перебивка стропов. После чего освобожденные от стропов понтоны останутся на поверхности, а носовая часть бывшей "Грузии" уйдет на дно. Буксировало "Грузию" к месту последнего упокоения спасательное буксирное судно "Карабах", которым командовал капитан 3 ранга Олег Степанович Крот. Безопасность перехода обеспечивали корабли ОВРа и два морских буксирных судна вспомогательного флота, задачей которых являлась буксировка освобожденных понтонов в бухту Стрелецкая. Прогноз метеорологов оправдался не полностью. Когда экспедиция прибыла в точку затопления носовой части "Грузии", это примерно 25-27 миль к юго-западу от Севастополя, до этого идеальная погода, резко ухудшилась. Налетел внезапный грозовой шторм. Ветер буквально в считанные минуты усилился до 20-25 метров в секунду, по морю загуляли большие пенистые волны, вокруг засверкали молнии, раздавался оглушительный гром. Пошел сильный дождь, потоки которого горизонтально летели и слепили людей. Волны сильно раскачали "Грузию" и с огромной силой били понтоны о её корпус. У спасателей возникли серьёзные опасения в успешном завершении операции. Командование ОВРа, грозу в районе затопления "Грузии", приняло за взрывы боезапаса, доложило на командный пункт флота и в район на быстроходном катере прибыл на-чальник аварийно-спасательной службы флота капитан 1 ранга Б. Г. Башук. Как тут пригодилась мастерство Никольского! Благодаря грамотному раскреплению, все понтоны выдержали удары волн. Ни один строп не порвался и не перетёрся. Начинались сумерки, волны не утихали, гром и молнии, как будто замерли в небе над обреченным корпусом теплохода. Подрывная группа под руководством Никольского, Козлова последний раз осмотрела судно, и заряды. Корпус судна скрипел и стонал от ударов волн и резонировал от громовых раскатов. Понтоны болтало как игрушечные мячики. С большим трудом Козлов и Никольский и группа специалистов, осматривавшая "Грузию" перед затоплением пересели на баркас "Карабаха" и разматывая за собой ка-бель от подрывных зарядов, отошли от объекта на безопасное расстояние. Козлов уве-ренно подорвал заряды. Вся система четко сработала... Стропа, крепящие понтоны к "Грузии" были перебиты. Понтоны, "получив свободу" отскочили в сторону, а носовая часть "Грузии" провалилась в сероводородный мрак Черного моря, за километровую от-метку... Несколько десятков людей проводили взглядами в последний путь заслуженного труженика войны и одновременно братскую могилу сотен людей... Вечная им память!

AQUARIUS: Здорово !!! (я в смысле очень интересные и исчерпывающие сведения, интересно откуда ?). Так получается носовая часть так и осталась в Казачей бухте ? (знаю где лежат останки Новороссийска, а вот где останки Грузии - нет)

rok: сведения из первых рук. из АСС ЧФ

AQUARIUS: Уважаемый rok, а не могли бы Вы помочь в разрешении еще одной загадки : в той же Казачей бухте практически на полутораметровой глубине покоятся останки двух небольших катеров (расстояние от берега около 30-40м, расположены параллельно друг-другу, обшивка деревянная, все очень обгорело, кроме фрагментов двигателей и др.металлических механизмов, попадается оплавленая посуда и инструмент. по словам местных ребят это два немецких катера подвергшиеся обстрелу, они оттуда достали МР40, и сняли все якоря.

rok: это похоже на остатки KFK или шнельботов. поищу точнее. сообщу.

rok: вот мы затеяли виртуальный музей рэка SULINA. смотреть на сайте www.tacticaldiving.ru

rok: СУДНО-ПРИЗРАК Виталий Юрганов по рассказам Николая Савинова В один из погожих дней апреля 1949 года из Новороссийска в Одессу вышел теплоход «Анатолий Серов», груженый рудой. Обычный рейс длиной всего в несколько сот миль оказался трагическим. Судно в порт назначения не прибыло. На переходе оно таинственно исчезло с водяной глади Черного моря, не успев подать сигнал бедствия. Когда все сроки ожидания транспорта в порту прошли, - судно начали искать по вероятному маршруту его следования. После длительных поисков в море, недалеко от мыса Тарханкут, на глубине 130 метров нашли затонувшее судно. В соответствии с проведенными расчетами маршрута перехода, анализа радиограмм, результатов наблюдения постов НИС и проходящих по этому же пути кораблей и судов, был сделан вывод, что, вероятней всего, это и есть исчезнувший навалочник. Чтобы убедиться, что на дне лежит именно «Анатолий Серов», и узнать причину его гибели, нужно было на эту глубину спуститься водолазам и тщательно обследовать останки теплохода. Руководство страны обязано было знать: "Отчего в мирное время погиб теплоход и не усматривается ли в этой акции диверсия со стороны вероятного противника"? Правительство страны поставило задачу командованию ВМФ СССР ответить на этот вопрос. В те годы выполнение этого правительственного задания затруднялось тем, что водолазное снаряжение состоящее на вооружении аварийно-спасательной службы позволяло безопасно погружаться на глубину не более 60 метров. Отдельные водолазы Черноморской экспедиции ЭПРОН еще в 1936-1938 годах после длительных тренировок достигали глубины 130 метров, задерживаясь там на несколько минут. Но сейчас нужно было не только достичь этой глубины, но и выполнить сложные обследовательские работы с передвижением водолазов по грунту и корпусу затонувшего судна. Длительное пребывание на этой глубине и работа в обычном трех болтовом снаряжении, когда водолазы дышат обычным воздухом с поверхности, грозила им смертельной опасностью по многим причинам главными, из которых являлись наркотическое воздействие азота и переохлаждение в ходе декомпрессии под водой. В 1946 году в Военно-морском флоте была создана и работала комиссия по аварийно-спасательному делу ВМС, её возглавлял академик Л.А. Орбели. Она подчинялась непосредственно заместителю Главнокомандующего ВМФ и занималась проблемами глубоководных погружений. В состав комиссии входили начальник испытательной партии доктор-профессор медицинских наук Е.М. Крепс, известный еще со времен зарождения ЭПРОН инженер-капитан 1 ранга А.3. Каплановский, механик баролаборатории А.А. Насилюк, два испытателя первые в мире водолазы-глубоководники мичманы Б.А. Иванов и И.И. Выскребенцев. Плавучая база "Алтай" являлась базой проводимых исследований. Уже в 1947 году в море, недалеко от Сухуми, ими была достигнута глубина 200 метров при дыхании водолазами гелиокислородными и воздушно-гелиевыми смесями и создан прообраз гелиокислородного снаряжения (ГКС). Делали его по образцам, полученным от американцев еще в 1943 году. Всей организацией и погружениями руководил капитан 1 ранга Буренков из Ломоносовского НИИ. По сути и внешнему виду, ГКС являлся модификацией трех болтового вентилируемого снаряжения. К рубахе и шлему старого образца добавилась система газораспределения с редукторами. Коробка газораспределителя крепилась на груди водолаза, а регенерация засыпалась в специально изготовленную манишку. Работы проводились в секретном порядке и об их результатах знали единицы командных лиц ВМФ. В 1948 году Командование ВМФ и обратилось к Комиссии Орбели помочь аварийно-спасательной службе Черноморского флота в обследовании затонувшего судна. Испытания ГКС, с целью его использования для обследования затонувшего "Серова", были перенесены на минный заградитель «Лена». С этого высокобортного судна уже водолазы аварийно-спасательной службы Черноморского флота готовились к работе в новом снаряжении, изучая его устройство, особенности работы, опускаясь на различные глубины и проводя физиологическую натренированность организма. В испытаниях первых серийных образцов ГКС принимал участие и я - черноморский водолаз старшина 2 статьи Николай Васильевич Савинов. Подготовив, таким образом, группу водолазов, уже в 1949 году в снаряжении ГКС была предпринята первая попытка обследовать «Серов». Однако отсутствие опыта в оборудовании полигона для наведения водолазов и выполнения работ на затонувшем объекте, несовершенство снаряжения ГКС и водолазного комплекса для спуска, обеспечения работы и декомпрессии водолазов, начавшиеся осенне-зимние шторма не позволили этого сделать. Весной 1950 года водолазная экспедиция вновь пришла на «Серов», уже более подготовленной и настроенной решительно. Над точкой залегания транспорта разбили полигон: для чего использовали в качестве мертвых якорей четыре железобетонных массива весом по 30 тонн каждый. Вместо бочек зацепили за массивы четыре сорока тонных понтона. Между ними на стальных тросах раскрепили водолазное судно с хорошо подготовленными за зиму лучшими черноморскими водолазами. 130 метров - нешуточная глубина. Даже для современных водолазов и акванавтов, вооруженных костюмами с подогревом, легкими и надежными агрегатами для подачи дыхательных смесей и миниатюрными компьютерами-подсказками. А тогда, в конце 40-х годов, все было впервые. Но люди, уходя под воду, свято верили в идею, в пользу для народа их глубоководного мероприятия, а посему - рисковали своей жизнью сознательно. Говоря часто употребляемыми в то время словами: "Партия сказала, и товарищ Сталин приказал - взять 130 метров, вступить на «Серов», осмотреть теплоход и доложить «наверх» результаты разведки". Но чтобы забраться на глубину более 100 метров, кроме глубоководного снаряжения ГКС, нужно было иметь еще одно обязательное техническое новшество - водолазный колокол. Ведь при подъеме с «гелиевых» глубин, по расчетам, декомпрессия достигала многих часов - проходя ее в море, по старинке, водолаз мог замерзнуть. В 1950 году никакого водолазного колокола, естественно, на Черноморском флоте не было. Недавно закончилась война, и разруха в народном хозяйстве и промышленности еще ликвидирована не была. Для первых глубоководных спусков применялось спускоподъемное устройство, изготовленное на Севастопольских мастерских - называемый между нами «фаэтон». Он представлял собой площадку с двумя крылами и двумя сиденьями для водолазов. Над головами водолазов был устроен герметичный сверху металлический грибок-полусфера. После работы водолазы поднимались в грибок, и начинался подъем. На 60-метровой глубине в грибок подавался сжатый воздух, а гелиокислородные смеси отключались. После наддува грибка и вытеснения из него воды, водолаз получал возможность стоять на глубине лишь по пояс в воде. Это позволило ему уже под водой медленно раздеваться. Сначала водолаз снимал груза, затем сворачивал и закреплял шланги, после снимал шлем. Такое приспособление (полу колокол) значительно экономило время для подготовки водолазов к переходу в декомпрессионную камеру на борту судна. Когда водолаз докладывал, что он частично разделся и отключился от шлангов, то есть готов к подъему на поверхность, «фаэтон» быстро выбирали наверх. На палубе матросы, в мгновение ока, обычно втроем или вчетвером, резким рывком сдергивали с водолаза рубаху и водолаза немедленно буквально забрасывали в декомпрессионную камеру. Любое минутное промедление или замешательство на палубе могло стать причиной кессонной болезни. Но тогда об этом старались не думать... Руководил первыми глубоководными водолазными спусками в снаряжении ГКС водолазный специалист капитан 2 ранга Игорь Анисимов. На «Серов» первому пришлось спускаться мне. Тогда у меня уже был солидный опыт, большой подводный «налет» в часах, а посему наиболее ответственную работу под водой водолазное начальство поручало мне и нескольким моим друзьям-напарникам. Перед самым спуском на «Серов» ко мне подошел водолазный специалист капитан 3 ранга Иван Терентьевич Чертан и сказал: «Одевайся, Коля, на глубину пойдем вместе». Надо сказать, что слава Ивана Терентьевича как водолаза-глубоководника гремела в те годы не только на Черноморском флоте. Он один из первых на сжатом воздухе погрузился глубже ста метров, и мы - молодежь первых послевоенных лет, зная его непререкаемые заслуги в отечественном водолазном деле, — относились к нему с любовью и уважением. Однако в 1950 году И.Т. Чертану уже «набежало» под пятьдесят и годы работ на повышенных глубинах давали о себе знать. Наверное, поэтому он решил взять в напарники меня, молодого старшину 2 статьи. Ведь и глубина была ох как велика, и на ГКС положиться с полной уверенностью было нельзя. ...Начали погружение на «Серов». «Фаэтон» поехал вниз. Я и И. Чертан сидим в креслах, чувствуем, как нас все больше и больше «обжимает» Черное море. Обычно, начиная примерно с глубины в 45 метров, вода становится мало прозрачной. В основном - из-за отмершего планктона. Белые хлопья из бывших микроорганизмов, висящие в воде, создают иллюзию остановившегося снега. Мы попадаем в этот «снег» почти всегда. Только, когда мчишься на «фаэтоне» вниз - снег из планктона окутывает тебя из бездны и проносится наверх, к солнцу. В этот раз мы попали в исключение из правил. «Снега» не было. Видимость под водой была исключительная. Больше я в жизни не видел такой изумительно чистой воды. Благодаря этой сверх прозрачности мы сразу увидели «Серов». Чертан сообщил по телефону наверх о находке и, чтобы осмотреть судно, сверху он попросил остановить «фаэтон». Спусковое устройство замерло метрах в пятнадцати от судна. Глубина была примерно около ста метров, и мы уже метров сорок как дышали «гелием». Транспорт, освещаемый лучами солнца, играл придонными бликами. Он лежал на ровном киле и был виден на редкость весь - от форштевня до самого юта. Разрушений не просматривалось. Мачты и палубные механизмы оставались на штатных местах. Казалось, что судно невредимо и просто медленно плывет по дну как гигантская рыба. Рассмотрев внимательно сверху палубу, борт и надстройку мы подали сигнал о возможности продолжать спуск, и «фаэтон» сел на дно, подняв небольшое облако ила. Я и Чертан, передвигая в иле свинцовыми галошами, начали разведку. В носовой части прочитали «Анатолий Серов». Сомнений не оставалось - это нужный нам объект. Затем мы пошли вдоль борта в надежде увидеть причину гибели теплохода. У 130-метровая глубина чувствовалась не только чрезмерным обжатием и тяжестью походки. Ледяная вода сильно охлаждала тело, пробираясь через два комплекта шерстяного белья. Дышать новой для нас гелиокислородной смесью было непривычно, но самое главное она с каждым вдохом отбирала у организма тепло изнутри. Времени на хождение по дну нам было отпущено мало. Мы это знали, знали и то, что после спуска много часов проведем в барокамере и потому - торопились разыскать нужную визуальную информацию. Наконец, по левому борту «Серова», в районе машинного отделения, мы увидели большую пробоину, по-видимому, образовавшуюся от внешнего взрыва. Мы внимательно осмотрели дыру, обмерили ее, набросав «в уме» план пробоины. Позже, по нашим рассказам и плану специалисты сделали вывод - транспорт «Анатолий Серов» погиб, наткнувшись на плавающую мину. Из-за больших повреждений судно затонуло настолько быстро, что никто из экипажа спастись не смог. Так была открыта тайна гибели «Серова» и заклятье с таинственного исчезновения теплохода было снято. Ну, а чтобы убедить правительственную комиссию в том, что водолазы побывали именно на «Серове» - нам приказали снять с судна какую-то характерную деталь или часть устройства. Водолазы-глубоководники, не мудрствуя особенно долго - прошлись по палубам судна и сняли рынду с надписью «Анатолий Серов». Вещественное доказательство для начальства было получено, и дальнейшее погружение на «Серов» прекратили. О подъеме судна с такой большой глубины речь даже не шла. Эпопея с «Серовым» закончилась, в принципе, успешно. Однако глубоководное снаряжение ГКС, в котором опускались на 130 метров черноморские водолазы, считалось экспериментальным и работало со сбоями. Никак не удавалось стабилизировать дыхательные смеси и заставить ритмично работать примитивное оборудование, в связи с чем риск при спусках оставался очень высоким. Остро встал вопрос и с водолазным колоколом - ведь только он мог обеспечить быстрый подъем с глубины, и далее - безопасную декомпрессию. Руководство аварийно-спасательной службы ВМФ понимало, что «Серов» - это лишь первая ласточка, не случайно залетевшая на предельную глубину, С ростом возможностей отечественных подводных лодок и появлением у промышленных субъектов советского государства интересов на шельфе морей — на глубинах «ниже ста», как пить дать потребуется вмешательство водолазов. Кроме того, следует ждать возможных катаклизмов и чрезвычайных происшествий на море. Следуя такой логике - пока гром не грянул и «батька» Сталин не повел неодобрительно усами - было решено основательно доработать снаряжение ГКС и раз и навсегда разобраться с дыхательными газовыми смесями. Проведение испытаний доработанного снаряжения ГКС, получившего наименование ГКС-3 АСС ВМФ запланировало на Каспийском море. Там по ряду причин было не совсем удобно, однако Каспий становился полигоном для новых наших подводных лодок. Следовательно, и аварийно-спасательная служба флота должна была быть на острие государственных подводных программ. Чтобы испытать снаряжение ГКС-3, в 1950 году на Каспийском море собрали со всех флотов СССР лучших водолазов-глубоководников. Приехали ребята с ТОФа Севера, Балтики и, конечно, подводные асы Черноморского флота. Помню, что с Потийского аварийно-спасательного отряда были направлены в Баку мичман Дмитрий Кисель и матрос Анатолий Денисов (потом он вырос до водолазного специалиста). Из Севастополя откомандировали меня - тогда я был старшиной 2 статьи, и старшего матроса Василия Ященко. По приезду в Баку нас определили на гидрографическое судно «Зюйд» - оно должно было стать основным экспериментальным судном. Судно было небольшое, его водоизмещение не превышало 600 тонн. На корме «Зюйда» при нас начали монтировать ферму для опускания и подъема небольшого водолазного колокола. Он был рассчитан до глубины 300 метров и при подъеме на палубу «Зюйда» пристыковывался к декомпрессионной камере. Это был уже серьезный шаг вперед, особенно по сравнению с кажущимся нам уже допотопным «фаэтоном». Скоро все приготовления к выходу в море были закончены, и мы с нетерпением стали ожидать самого главного - начала выполнения государственной программы испытаний ГКС-3. Морально к эксперименту были готовы все. Особенно мы - черноморцы, ведь нам уже приходилось спускаться в ГКС на «Серов», Задача нам была поставлена предельно ясно - в снаряжении ГКС-З достичь глубины 200 метров. Несмотря на то, что гелиокислородные смеси были рассчитаны теоретически и проверены, как нас убеждали, в лабораторных условиях, тем не менее, процент газовых компонентов при погружении все время варьировался. Нередко мы на глубине получали то богатую на кислород смесь, то бедную. Такая практическая апробация дыхательных смесей не могла пройти бесследно - кое-кто из водолазов «кессонил» и выходил из эксперимента. Обычно процесс погружения проходил в следующей последовательности. До 60 метров мы шли на сжатом воздухе. Далее, достигнув «шестидесяти», по телефону наверх докладывали: «переходим на смесь-наполнение». Сперва шла смесь с повышенным содержанием кислорода, затем все время увеличивался процент гелия. Метрах на ста мы говорили: «Переходим на смесь-питание». Кажется, на 200 метрах кислород нам подавали не более семи процентов. Спускались парами. Под рубаху надевали два-три комплекта шерстяного водолазного белья. Грузов на нас навешивали около 100 кг - наверху не повернешься. После готовности начиналось опускание беседки-колокола. Увеличение глубины шло постепенно, с фиксациями через 10 метров. Так мы прошли 120, 130, 140, 150... метров. Все водолазы жутко страдали от холода. Если до 60 метров обычный земной воздух казался на вдохе горячим, то после перехода на смесь-наполнение, то есть с входом в наши легкие дыхательного рациона из гелия - человек как будто сразу попадал в холодильник. А на больших глубинах еще хуже - нам казалось, что дышим арктическим воздухом, и мороз колет нас изнутри. Поднятие на палубу мы долго не могли согреться. Постепенно шаг за шагом, с интервалом в 10 метров отвоевывалась у моря глубина. Примерно была «нащупана» и рабочая смесь для каждой глубины. Погружения для статистического ряда исчислялись многими десятками. Инженеры, техники и руководители экспериментов из состава специальной комиссии, аварийно-спасательной службы ВМФ и других научно-исследовательских институтов ВМФ хотели довести данные, полученные при практических спусках до максимально возможного совершенства. В одно из погружений 1951 года под водой случилось ЧП. На глубину отправлялись двое матросов - Любомиров и Семинихин. К сожалению, имен этих ребят я сейчас не помню, с того трагического дня прошло более полувека. На спусковом барабане у лебедки стоял матрос, который допустил халатность - ошибся при расчете вытравленного троса. По другой версии - лебедка с усилием три тонны не затормозилась на стопорах на нужной глубине. В результате водолазный колокол резко пошел вниз и пролетел до 280 метров - сверх всяких норм, причем с большой скоростью. На судне незамедлительно сыграли аврал и начали постепенно поднимать колокол, а меня срочно одели в ГКС-3 и отправили встречать Любомирова и Семенихина. Я увидел поднимающуюся беседку на 140 метрах. Одного водолаза вообще не было - у него был оборван шланг, из которого травила смесь. Впоследствии мы его так и не нашли. Этой первой жертвой глубины стал Любомиров. У второго водолаза тоже было что-то не в порядке. Он никак не реагировал на мое появление и не двигался. Из его шлема все время шли пузыри. Сперва я не мог сообразить, жив он или нет, так как было плохо видно. Когда при подъеме беседки и колокола посветлело, я заглянул в иллюминатор к Семенихину и... ужаснулся. Казалось, его голова распухла до размеров шлема. Видимо. При быстром падении вниз вся кровь из ног и тела чудовищным давлением была отжата в шлем... Матрос умер мгновенно. Когда Семенихина подняли наверх, то шлем снять не могли, и его пришлось разрубить. Человек внутри был буквально раздавлен водой. После каспийских испытаний снаряжение ГКС-3 модернизировали. Получился улучшенный вариант - ГКС-ЗМ, который и был принят на вооружение аварийно-спасательной службой ВМФ. Официально снаряжение ГКС-ЗМ предназначалось «для производства водолазных, аварийно-спасательных, судоподъемных и других работ на глубинах до 200 метров». Но были попытки и отдельные водолазы по специальной программе и на специально приготовленных смесях ходили на глубины 250 и даже 300 метров. По краней мере двое их них, это Иван Маслобойников и Владимир Романов еще живы и могут рассказать об этих спусках подробно. Дыхание водолазов в ГКС обеспечивалось по шлангам воздухом - до 60 метров, воздушно-гелиевыми смесями (ВГС) - до 160 метров, гелиокислородными смесями (ГКС) - более 160 метров. Весило снаряжение 104 кг, а водоизмещение водолаза достигало 150—160 литров. Просуществовало ГКС-ЗМ в нашем флоте более 20 лет. И только с приходом в ВМФ в начале 70-х годов автономного регенеративного снаряжения СВГ-300 (с ИДА-73), предназначенного для акванавтов, от «монстра глубин» ГКС-ЗМ навеки отказались. дополнение к рассказу о теплоходе «АНАТОЛИЙ СЕРОВ» Построенный в годы второй пятилетки николаевскими корабелами, новый сухогруз был назван «Коллективизация». 7 июня 1939 года его переименовали в «Анатолий Серов» — в честь отважного летчика Героя Советского Союза А.К.Серова. Работая на рудно-угольной линии Мариуполь — Поти, дружный коллектив теплохода под руководством опытного капитана И. М. Письменного на протяжении 1939—1940 годов постоянно выходил победителем в социалистическом соревновании среди судов Азовского пароходства и неоднократно завоевывал переходящее Красное знамя Народного комиссариата морского флота. Когда началась Великая Отечественная война, теплоход «Анатолий Серов» вместе с другими судами совершал рейсы в осажденную Одессу. Во время Керченско-Феодосийского десанта «Анатолий Серов», выделенный в первый отряд транспортов, задержался в Новороссийском порту из-за повреждения баллера руля. В мирное время для устранения этой поломки полагалось бы 4—-5 дней. Но война меняет и меру опасности, и меру времени... Проявив находчивость и смекалку, моряки ликвидировали аварию менее чем за три часа, и теплоход в одиночку, без прикрытия, стал догонять караван. На подходе к крымским берегам его атаковали «юнкерсы». Десятки бомб вздыбили волны, гитлеровцы поливали теплоход пулеметным огнем. Из всех стволов отвечал врагу «Анатолий Серов». Уже на подходе к Феодосии наводчик В. Морозов попал во вражеский пикировщик. Так был открыт боевой счет теплохода «Анатолий Серов». Семнадцать часов разгружали моряки свое судно, отбивая непрерывные воздушные налеты. Стойкость и доблесть проявили коммунисты— помполит А. Валуйский, механик П. Островский, комсомольцы Ф. Шевченко, А. Качуровский и многие другие. Выгрузив все до последнего патронного ящика и приняв на борт первую партию раненых, «Анатолий Серов» ушел в Новороссийск. Он вез в качестве пассажиров нескольких журналистов, среди которых был Константин Симонов, в ту пору корреспондент «Красной звезды». Впоследствии об этом рейсе и встречах с моряками он вспоминал: «Теперь нам оставалось только грузиться на лесовоз «Серов». (Здесь и далее К. М. Симонов называл «Анатолия Серова» лесовозом и пароходом) Бомбежка продолжалась... Мы добрались до лесовоза... и я, по своему обыкновению, решил переспать неприятные минуты. Проснулся я от удара. Меня швырнуло с дивана и с маху ударило об стенку, а потом об стол. Я поднялся, дверь каюты была раскрыта настежь — все уже выбежали. Оказалось, что большая бомба упала недалеко от парохода, вызвала детонацию, взорвались снаряды и пароход здорово тряхнуло. Как потом выяснилось, этот взрыв образовал трещину в корпусе, и наш лесовоз еле-еле дополз до Новороссийска. Бомбежка возобновилась с новой силой, но пароход продолжал разгружаться. Потом я довольно долго говорил с моряками нашего лесовоза. Это были храбрые ребята, но в их душе присутствовало горькое чувство обиды... Наверное, в тот день на них повлияло, что на их глазах только что рядом с ними, в Феодосийской гавани потопили два парохода. А может, повлияло и то, что их самих целых два часа подряд бомбили, пока они шли без всякого прикрытия в Феодосию... Я долго думал об этом горьком разговоре, и когда позже прочел Указ о награждении моряков торгового флота, вспомнил ребят с «Серова» и порадовался за них». Славой овеяны огненные походы «Анатолия Серова» к берегам героического Севастополя весной 1942 года. Только в течение апреля— мая он доставил защитникам черноморской твердыни 5593 тонны продовольствия, 238 тонн боеприпасов, около 1000 тонн оружия и амуниции. Ночью 23 мая 1943 года, имея на борту 3700 тонн боеприпасов и продовольствия и 1000 воинов, «Анатолий Серов» совершил очередной заход в Севастопольскую бухту. Этот рейс стал суровым испытанием для моряков. На рассвете судно атаковали 12 вражеских бомбардировщиков. Прежде чем теплоход успел отойти от причала, в его палубу врезалась тяжелая бомба. Она прошла сквозь сложенные в трюме боеприпасы, пробила обшивку правого борта и разорвалась на причале. И хотя по счастливой случайности теплоход не превратился и груду искореженных обломков, положение его было критическим. Через пробоину размером более 30 квадратных метров хлынула вода. «Анатолий Серов» начал уходить носом в воду. В эти опаснейшие минуты борьбу за спасение судна возглавил старший помощник капитана комсомолец К. К. Третьяков. По его приказанию экипаж завел на берег около десяти добавочных концов, и крен прекратился. Затем с помощью аварийной команды с лидера «Ташкент» моряки приступили к разгрузке и ремонту судна. Утром 25 мая рой фашистских самолетов выкатился из-за вершин холмов и ринулся на бухту, стремясь добить тяжелораненый теплоход. Прикованный тросами к берегу, корабль отвечал яростным огнем. При поддержке береговых батарей морякам удалось отогнать гитлеровцев. Но с этого дня воздушные атаки стали непрерывными. Почти две недели моряки отчаянно дрались с десятками немецких истребителей и бомбардировщиков. Стволы судовых орудий настолько раскалялись, что в предвечерних сумерках было видно, как по ним движутся снаряды. 28 мая в налетах на судно участвовало в общей сложности 77 «юнкерсов». Два из них были сбиты огнем моряков. В этих боях отважными зенитчиками показали себя матросы В. Батюшков, Ю. Лозина, В. Королев, Ф. Шевченко, Д. Бушан, комендоры Н. Торба, П. Перевертайло, Ф. Минеев, А. Войченко и многие другие. Под осколками вражеских бомб и снарядов погибли матросы П. Гайдин, А. Качуровский, радист В. Гоцуленко, были ранены помполит В. Ярошенко, сигнальщик А. Коваленко, моторист А. Попов, помкока М. Таращенко, матрос М. Яровой, моторист В. Новиков. Но ни потеря товарищей, ни новые раны, нанесенные судну, не поколебали мужества моряков. За эти дни непрерывных боев они сумели восстановить самые необходимые механизмы, закрыть нижнюю часть пробоины жестким пластырем и откачать воду из трюмов. Хотя крен на правый борт доходил до 5 градусов, корабль уже мог двигаться собственным ходом. Приняв на борт партию раненых, с сотнями тонн авиабомб, оставшихся в затопленном втором трюме, «Анатолий Серов» вечером 6 июня покинул Севастополь. С рассветом на горизонте появилось несколько торпедоносцев. Заградительный огонь — вот все, что мог противопоставить им почти лишенный маневренности корабль. Гибель его казалась неиз-ежной. Неожиданно в строй готовых к атаке вражеских самолетов ворвался вылетевший из облаков краснозвездный бомбардировщик Пе-2. Первыми же очередями он поджег один из «хейнкелей»... Сквозь налегавший туман было видно, как, вертясь в смертельной карусели, клубок самолетов удалялся к берегу. Пе-2 был объят пламенем и терял высоту. Моряки так и не узнали имен отважных советских соколов, отдавших жизнь за спасение «Анатолия Серова», но навсегда сохранили благодарную память об их подвиге. За отвагу и бесстрашие, проявленные в последнем севастопольском рейсе, большая часть команды была удостоена правительственных наград. Об отважном экипаже писала «Правда». Капитаном судна был назначен отлично зарекомендовавший себя старпом К. К. Третьяков. Придя в Новороссийск, моряки с помощью судоремонтников устранили большую часть повреждений. В эти летние дни фронт вплотную приблизился к Новороссийску, и стоявшие в порту корабли ежедневно подвергались ударам вражеской авиации. Во время особенно ожесточенного налета 12 августа «Анатолий Серов» вышел в открытое море, но здесь его настигли «мессершмитты». Раздался сухой треск пулеметных очередей, и пули защелкали по бортам и надстройкам корабля. В тот же миг последовала команда капитана об изменении курса. Через считанные секунды бомбы стали рваться там, где только что находился «Анатолий Серов». Ответный огонь моряков был настолько сильным, что вражеские истребители не могли прорваться к судну. Вскоре из-за гор показалась спешившая им на подмогу тройка бомбардировщиков Ю-87. Бомбы посыпались со всех сторон, но тем не менее прямых попаданий не было: капитан К. Третьяков и рулевой М. Федюшкин успевали поставить судно в неудобное для атаки самолетов положение. Храбро действовали боевые расчеты, возглавляемые помполитом В. Бурлаковым. Хотя А. Войченко, В. Батюшков, И. Жиляев и другие комендоры уже получили ранения, они не покидали своих постов. Второй час длился этот отчаянный бой. На смену отбомбившимся спешили новые тройки фашистских пикировщиков. Судовая артиллерия не умолкала ни на минуту. Краска на пушках уже давно обгорела, раскаленные стволы, отпрыгнув назад после очередного выстрела, застревали и не повиновались накатникам. Тогда комендоры охлаждали их смоченной в машинном масле мешковиной и продолжали стрелять... Но вот один из вражеских ударов достиг цели. Тяжелая бомба, попавшая в кормовой четвертый трюм, пробила днище ниже ватерлинии. Со страшной силой вода устремилась внутрь корабля. Теряя скорость, он кренился на левый борт. «Анатолий Серов» тонул, но продолжал сражаться. Спасти судно могла только мель. Капитан Третьяков давно уже всматривался в бледно-голубое пятно на карте. Отмель. До нее оставалось совсем немного, но успеет ли одолеть это расстояние «Анатолий Серов» до того, как его машины зальет вода, фонтанами врывавшаяся в трюмы? Чуткое ухо капитана напряженно ловило шум двигателей. Они из последних сил тащили теплоход к спасительной мели. Вдруг гул под палубой стих. Это умолкли захлебнувшиеся двигатели. Неужели «Анатолий Серов» пойдет ко дну? В ту же минуту раздался сухой скрип, потом — толчок: шедший по инерции корабль успел выскочить на мель, крепко вцепив-шись форштевнем в расщелину между подводными скалами. «Мессершмитты» и «юнкерсы», разбросавшие и расстрелявшие весь свой боеприпас, покружились над неподвижным транспортом и легли на обратный курс. Только теперь оставили свои боевые посты отважные моряки. Спадало страшное нервное и физическое напряжение. Люди, тяжело дыша, отирали с лиц пот, смешанный с пороховой копотью, окунали в ведра с морской водой обожженные снарядными гильзами руки... Они не узнавали свой корабль. ...

rok: ... Всюду торчали куски искореженного железа, дымились изрешеченные пулями деревянные двери и доски палубы, остро пахло гарью. Все думали об одном: что же будет с их судном? Удастся ли быстро заставить вновь заработать его сердце — машинное отделение, удастся ли заделать многочисленные течи в днище и в бортах, хотя бы на время перехода в Поти или Батуми? И как перехитрить гитлеровцев, которые завтра обязательно поинтересуются, что произошло с теплоходом? Поскольку в трюмах «Анатолия Серова» оставались сотни тонн боеприпасов, военное командование приказало его затопить. Однако буксиры не могли стащить теплоход с мели. И тогда экипаж вызвался отремонтировать его своими силами. В прибрежном лесу моряки разбили временный лагерь. Зная, что гитлеровцы будут следить за теплоходом и, если заметят на нем признаки жизни, наверняка разбомбят, решили работать только ночью. На борту остались матросы Ю. Лозина и В, Батюшков. Им было поручено жечь на палубе ветошь, имитируя пожар. Экипаж разделился на бригады, которые возглавили коммунисты и комсомольцы. Членам машинной команды предстояло ремонтировать двигатели, членам палубной — корпус судна. Как только стемнело, моряки вплавь добрались на судно. Вскоре на его палубе, в машинном отделении закипела работа. Матросы В. Батюшков, Ю. Лозина, Ф. Шевченко и другие ныряли в затопленные трюмы и забивали чопами дыры в корпусе. В машинном отделении при свете карбидных и керосиновых ламп трудились механик А. Высоцкий, мотористы В. Швыдкий, В. Морозов, В. Новиков, А. Лазаренко, активно участвовали в восстановлении судна матросы Д. Б ушан, П. Кривой, И. Роженцев, а также краснофлотцы П. Перевертайло, Е. Должиков, Н. Торба, А. Буравлев и другие. Большую помощь команде оказали портовики Новороссийска. Среди груды развалин они разыскали мотопомпы и в ночь с 15 на 16 августа доставили их на теплоход. Сначала были заделаны пробоины в корпусе, затем, восстановив динамо-машину и дав мотопомпам ток, моряки откачали воду из затопленных трюмов. В ночь на 19 августа команда собралась на судне. Все с беспокойством поглядывали па безжиз-ненные электрические лампочки. Механики и мотористы заканчивали последние приготовления... Короткая вспышка... Еще одна... И машинное отделение залил яркий свет. Пришли в движение помпы, и за бортом зашумели струи воды. С помощью буксирного катера был заведен якорь. Якорный трос прикрепили к барабану кормовой лебедки и к шкентелю грузового крана. По команде заработали двигатели, заскрежетали под сталью киля подводные камни, и теплоход медленно сошел с мели. 21 августа «Анатолий Серов» появился на рейде порта Сухуми. Так (уже в который раз!) объявленное гитлеровцами потопленным судно ушло от неминуемой гибели, чтобы вновь служить Родине. Вот некоторые цифры, характеризующие боевую работу отважного экипажа. Только за первые 13 месяцев Великой Отечественной войны «Анатолий Серов» прошел 10 280 миль, перевез 7669 тонн боеприпасов, свыше 650 танков и орудий, около 52 000 тонн продовольствия и военного снаряжения, эвакуировал 7430 мирных жителей и 11120 раненых воинов. Героический корабль подвергся 95 атакам вражеских самолетов, сбросивших на него свыше 700 бомб и торпед, выдержал пять прямых попаданий тяжелых бомб. Летчик Анатолий Серов, сражаясь в небе республиканской Испании, сбил в поединках 15 фашистских самолетов. Кроме того, 55 вражеских машин было уничтожено в групповых боях, в которых он принимал участие. К этому боевому счету с полным основанием можно прибавить еще три фашистских бомбардировщика, сбитых комендорами теплохода, носившего имя прославленного советского аса. Мужество, бесстрашие и высокий патриотизм, проявленные моряками, по достоинству оценила Родина. Почти все члены экипажа удостоены правительственных наград, а теплоходу был вручен на вечное хранение Почетный вымпел НКМФ СССР. До конца войны капитально отремонтированный теплоход «Анатолий Серов» продолжал перевозить нужные фронту грузы. Одним из первых он пришел к берегам освобожденной Одессы. В годы послевоенного восстановления новый эки-паж теплохода трудился под командованием капитана Г. А. Авакова. Из прежней команды на борту остались лишь механик И. Островский, радист Н. Ремизов и матрос Д. Бушан — коммунисты, награжденные за доблесть и отвагу в огненных рейсах орденами и медалями. Они и составляли ядро партийной организации, которая вела большую работу по воспитанию нового экипажа, сформированного в основном из молодежи Самоотверженный труд нового поколения моряков героического корабля постоянно отмечался премиями и переходящими вымпелами ММФ. Вот что писала об этом газета «Моряк» в передовой статье «За честь советского флага»: «Мы — серовцы»— так говорят моряки теплохода. И не случайно экипаж теплохода «Анатолий Серов» в любых условиях, в любых рейсах всегда добивается отличных результатов Наоборот, это вполне закономерно, настолько велико стремление моряков не уронить славу своего корабля, высоко держать честь советского флага. ...Яркий жизненный путь «Анатолия Серова» неожиданно и трагически оборвался на рассвете 8 апреля 1949 года. Следуя обычным рейсом с полным грузом руды на борту, в штормовую погоду он наткнулся на одну из немногих невытраленных мин и затонул. Но живут в памяти поколений советских людей подвиги, совершенные этим героическим кораблем черноморской славы. взято отсюда http://yuvit.mylivepage.ru СПАСАТЕЛЬ ВМФ / СТРАНИЦЫ ЖУРНАЛА / ТАЙНЫ ЗАТОНУВШИХ КОРАБЛЕЙ / СУДНО-ПРИЗРАК



полная версия страницы